Канароводство в России берет начало в XVIII веке, когда тирольские купцы стали завозить канареек из Имста в Москву. Птицы понравились и хорошо раскупались. Уже в XIX веке канароводство получило быстрое развитие и стало одной из доходных статей в некоторых селах и городах Калужской, Тульской, Брянской и Смоленской губерний. Через Нижегородскую и другие ярмарки канарейки распространялись по всей стране.
У тирольских канареек в то время был еще громкий напев диких птиц, поэтому русские селекционеры принялись за выведение породы певчих канареек, имеющих мелодичное пение, без резких звуков. Селекционеры отбирали самцов, поющих нежными высокими коленами. Использовали и различные способы обучения птиц. "Учителями" канареек были обыкновенная овсянка, большая синица, московка и гаичка. Иногда самые выдающиеся кенары "обучали" своих собратьев. Напев получил название овсяночного. Птицы овсяночного напева были желтые, зеленые или желто-пегие с темными пятнышками на спине. Пели они, как и их дикие предки, с раскрытым клювом.
Особенно ценились павловские канарейки овсяночного напева. Они были хорошо известны в дареволюционной России. Кустариумельцы города Павлова-на-Оке содержали различных птиц, а канареечная охота была доведена у них до совершенства. Павловские канарейки били красивого лимонного цвета, очень стройные, подвижные, с темными глазами. Они отличались своеобразным исполнением и построением песни. В то время павловские любители содержали различных птиц отечественной фауны: зябликов, лесных жаворонков (юл), обыкновенных и горных овсянок, дубровников, различных синиц. Канарейки им ли возможность пополнить свой репертуар красивыми коленами из песен этих птиц. И пошла по России слава рябовской, власовской, чиченковской, емельяновской канареек овсяночного напева.
В среде старых охотников возникла сильная конкуренция по улучшению песни канареек. К учителю кенара предъявлялись высокие требования. Прежде чем отловить овсянку или другого певца, охотник исхаживал немало лесных дорог, прослушивал пение многих птиц. Эта кропотливая работа принесла желанные плоды. Постепенно сформировалась песня павловских канареек. Песня, как правило, начиналась с тройника, двойника или россыпи. В ней были колена большой синицы - куликовое и весеннее, которые ценились высоко, Из песни обыкновенной овсянки кенары переняли колокольчик, отбои, цонканье, пеньканье и другие. В песне слышались и колена лесного жаворонка - юлы: кулики, дудочки, флейта. Песни были очень сочными по тональности с плавными переходами от одного тура к другому, с достаточно широким диапазоном.
Как же можно научить петь канарейку? Кстати, хорошо поют только самцы, а самки либо вовсе не поют, либо имеют негромкую простую песню. Обучают певчих канареек так же, как и сто лет назад. Из самостоятельно кормящегося выводка птенцов отбирают самцов. Молодые самцы начинают тихо бормотать свои песни уже в возрасте 1,5 - 2 месяцев. Их отделяют от группы и помещают по одному в маленькие клетки. Там движения их ограничены. Взрослого, хорошо поющего самца также сажают в маленькую клетку и ставят ее около молодых. Можно все клетки поставить одна на другую - колонкой, тогда кенары не видят друг друга и не отвлекаются от обучения. Самец-учитель много поет, а молодые должны внимательно слушать его песню. Для этого их клетки на 1 - 2 часа завешивают плотной материей или ставят в специальный шкаф. Постепенно голоса у молодых кенаров окрепнут и в январе - феврале зазвучат со всей громкостью, присущей этим замечательным птицам.
При оценке песни молодых половозрелых самцов нужно обращать внимание на присутствие нежелательных колен - брака песни, Это различные скрипы, тявканье, чавканье, трескотня и другие "помарки". Таких колен должно быть как можно меньше. В это время любители производят отбраковку, оставляя на племя только лучших певцов. Для обогащения песни молодых красивыми коленами, кроме кенара-учителя, можно держать рядом таких наших природных птиц, как обыкновенная овсянка, большая синица, московка. Но это можно рекомендовать только опытным любителям, селекционерам-разводчикам.
Павловские любители приурочивали вывод молодняка к летнему периоду. Самцов-учителей (одного-двух) содержали отдельно от самок и молодняка. При обучении молодых ставили в ряд по 8 - 10 клеток, плотно их закрывали и вносили "учителя". За ним строго следили. И если певец уставал и недопевал или пропускал колено, ему давали возможность отдохнуть. Среди молодых кенаров производили строжайший отбор по качеству пения.
В последние годы качество пения русской канарейки заметно ухудшилось. Некоторые любители пытаются обучать птиц при помощи магнитофона. Но это не всегда играет положительную роль при формировании хорошей песни. Колена (туры) природных птиц в исполнении канареек стали звучать искаженно. Необходимо восстановить культуру русского канароводства и продолжить селекционную работу с русской певчей канарейкой овсяночного напева.
В 1978 году Московская секция канароводов-любителей откорректировала прежним шкалу оценок песни русской канарейки, добавив и нее новые колена. Перечислим основные: "запевка" тройник, двойник, прямая; "кулики" - двойные и одинарные; "россыпи" - обыкновенные, бубенцовые, серебристые, кузнечиковые; "овсянки" - обыкновенные, отбойные, подъемные, колокольчик; "бубенцы"; "раскаты"; "отбои" - диин-доон, цоон-цоон и другие; "синицы большие" - обыкновенные, куликовые, весенние; "синицы малые", вставные колена - тляу-тляу, тля-тля, пия-пии, кулики, обыкновенные, юла и прочие. Среди них особенно ценны: "россыпь" - длинная звонкая трель "ририририри..."; "овсянка" ряд звуков более низкого тона, напоминающих нежную песню обыкновенной овсянки; отбой - медленное повторение отрывистых звуков, повторяющееся как "тон-тон-тон..."; "колокольчик" - длинный ряд звуков, напоминающий звон маленького колокольчика. От большой синицы кенары переняли колено "ци-фи, ци-фи, ци-фи" или "кули, кули, кули", которое носит название "кулик".
Нежелательны колена, или диссонансы: рычки, упоры, трещотки, другие резкие и неприятные звуки.
Важным этапом развития отечественного канароводства будет выход на международную арену и официальная регистрация Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ) русской певчей канарейки.
В.А.Остапенко "Канарейка"
..."Сейчас я хочу поделиться своими мыслями по содержанию в домашних условиях поющего кенара овсяночного напева... и делаю в своем посте о покупке супер птицы для того чтобы проследить изменения в своих эмоциях и ваши каменты и замечания и советы собрать воедино.
Первое, что я понял - поющий кенар - это не шарманка и не магнитофон. он поет , в большей степени, что ему хочется и нравится. В зависимости от своего настроения и (или) условий соддержания или раздражающих факторах песню начинает не всегда по плану а так как ему легче - может с тройника, а может с россыпи и на ней заиграться и ей же закончить. Поэтому подготовка птицы к конкурсу - это реально тяжелая работа, это можно уже переводить в профессию. Отсюда вывод - птицей надо заниматься и уделять ей достаточно большое количество времени и знаний, иначе из 10-12 колен она оставит 4-5 и будет их дудеть всю жизнь. И, я думаю, что основной задачей любителя, типа меня, это является получить птицу пусть не с 14 коленами, а с 7-8, но устойчивыми и пожизненными. Это наверное будет правильнее и в этом, я думаю, будет заключаться суть дальнейшего разведения и обучения птицы в глобальном масштабе, т.е. получение красивой стабильной песни без брака и без особого напряга для кенара, чтоб он ее хотел петь и пел с удовольствием..."
"...Второе - содержание кенара создает определенные неудобства в том, что ты вынужден держать птицу только певчую и у них будет у всех одинаковая песня с примерно одним и тем же набором колен. и если ты к примеру хочешь вставить колено колокольчик со временем, то это надо делать либо у всех либо ни у кого. Но с другой стороны с этом есть определенное удобство. А вот еще одно неудобство, что вот , например, я хочу не только зеленую птицу, а к примеру еще и желтую, белую ну или синюю - это не суть важно. Взрослого хорошего самца для паровки я уже домой к себе не приведу, т.к. это конец песням у обоих, взять можно выводок от желтых скажем в месячном возрасте, и обучить своей песне..."
Сайт www.canaria.msk.ru, начинающий канаровод Тимур. Согласна с его словами.
Меня, как музыканта, канарейка провлекает своим музыкальным талантом, запоминать и воспроизводить по-своему, творчески, компоновать услышанные колена других птиц. Это очень увлекательное, но и кропотливое занятие, воспитание певчего кенара. Потребность канарейки изливать в звуках свою музыкальность поистине достойна восхищения!
Полезная ссылка по обучению русской канарейки овсяночного напева
СОДЕРЖАНИЕ канарейки
КОРМЛЕНИЕ канарейки
РАЗВЕДЕНИЕ канареек
На главную
|